Узнай свой тип дизайн человека

Закрыть ... [X]

автор Фомина А.И.

 

«Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!»
Ван Вэй, китайский художник (1699-1759 гг.)

В предыдущих статьях о японском саде мы говорили о том, как создать сад в японском стиле в российских условиях.
Если вы решили создать японский сад, то нужно определиться с главным: какой именно тип сада вам больше по душе. О выборе типа сада в японском стиле и пойдёт речь в данной статье.

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Это отношение своими корнями уходит в начало национальной японской религии – синтоизм, начинаяпо-новому звучать с приходом буддизма и дзен-буддизма.

Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии человека это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.

Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV–ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета. К этому времени определились каноны создания японских садов.
Сложился и основной стиль японского сада – пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
В последующем искусство японских садов продолжает своё развитие, но уже в контексте сформировавшихся ранее канонов.

На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.

Стиль в садовом искусстве – это совокупность определённых канонов и традиций, принципов и приёмов, с помощью которых достигается единство идейно-художественного содержания сада, общность его образной системы.

Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.

В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI–VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады в своих усадьбах.

Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства – искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ–ХII века – это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нациис его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.

Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.

Это был период формирования первого чисто японского стиля садов – стиля Дзёдо, или природного пейзажа (Дзёдо – «рай, чистая земля, совершенство»).
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
-
острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Конец ХII века и начало ХIII века в Японии – время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.

К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма – дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия.

Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование – эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.

В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения – дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.

Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду «главными героями».
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада – подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.

Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.

Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.

Сад храма Рёандзихрам Умиротворённого дракона») в Киото - вершина японского искусства садов камней. О нём написано так много, что излишне добавлять что-то ещё. Лучше просто посмотреть на него и попытаться проникнуть в его глубинную суть.

Сейчас много говорят о том, что тайна «Сада камней» разгадана. Эта тайна состоит в гипнотическом воздействии сада на человека.
Сад камней создавался мастером как место для медитаций служителей храма. Сад завораживает, приводит человека в состояние погружения в глубины своего сознания, умиротворения, познания внутреннего «Я».

Учёные, работавшие над этой многовековой загадкой, по их мнению, нашли разгадку – вычислив схему расположения групп камней. Наложив полученную схему на рисунок камней сада, учёные пришли к выводу, что эти группы расположены в виде кроны дерева. А дерево является позитивным образом для человеческого восприятия, потому что оно символизирует Природу.
Так ли это? Может быть, да. Но очень может быть, что настоящую загадку этого сада не суждено разгадать никому, как не разгадали её на протяжении более четырехсот лет.
От этого сад не потеряет своей особой, загадочной притягательности. И по-прежнему к нему будут приходить люди, чтобы в очередной раз попытаться понять глубинную суть мироздания через созерцание сада камней - творения безымянных художников того далёкого времени.

Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.

Автор этого сада – современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - «Абстрактный сад».

Сад «Сухой пейзаж» - «Каресансуи» был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.

«Сухой пейзаж» – это всегда символическое изображение воды (исключением здесь могут быть только некоторые композиции абстрактных садов).
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.

Сады «Каресансуи» имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. «С водой».
У такого сада «основной герой» – песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь «рисуются» параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. «Вода, которая была, но ушла».

Этот тип «Сухого пейзажа» интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
«Сухой пейзаж» - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более «японским».

Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада – сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.

Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.

Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.

Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук – Тсукубаи;
- каменный фонарь – Орибе.

Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.

Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.

Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики – цубонива (тсубонива). Они «позаимствовали» из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень–ступеньку при входе в дом.

Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды – «тсукубаи», минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.

Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце. Но это был уже сад, потребность в котором, как в частичке живой природы, всегда так необходима человеку большого города. Эта частичка природы была и остаётся той ниточкой, которая соединяет человека с миром большой Природы. Ибо без такой связи жизнь человека переходит в другое русло, далёкое от его первоначальных истоков.

Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Появление миниатюрных садов привело к дальнейшему развитию символизма в садовом искусстве Японии. Они создавались как сады, где зритель избирался сотворцом сада. И сегодня, созерцая миниатюрный сад, зритель своим воображением и фантазией должен наполнить сад теми элементами, которые в данный период созвучны его душе.

Острый дефицит площадей заставил японцев обратить внимание на возможность создания садов на крышах домов.
Автор этого миниатюрного сада - архитектор Кишо Куракава. Сад создан на крыше дома в деловой части Токио.

Бетон, стекло, этажи домов… И кусочек живой природы, парящий в небе!
Как замечательно раскрывается в этом миниатюрном садике один из основных принципов построения японских садов – «в малом добиваться большого»!

Любимы японцами и миниатюрные сады, расположенные на балконах. Увлечение балконным садоводством получило особое распространение в 90-х годах прошлого столетия. Созданный на балконе, садик помогает человеку ощутить себя рядом с природой, уединившись - расслабиться, элементарно отдохнуть.

Но желание быть рядом с природой заставило японцев обратить внимание на возможность создания на крышах не только миниатюрных садов. Например, гранд-Отель в Саппоро (о. Хоккайдо) имеет на крыше сад размером 600 кв.м. Проходя мимо, вы никогда и не подумаете, что рядом с вами на приличной высоте «парит» чудный сад, созданный человеческим желанием ощутить на себе благостное влияние природы в агрессивной городской среде.

Японские сады могут заключать в себе принадлежность к какому-то основному элементу, нести конкретную задачу, узкую направленность. По такому принципу их можно подразделить на:
- Сад камней;
- Сад мхов;
- Сад папоротников;
- Сад молодой сосны;
- Сад бонсаи;
- Сад цветущей сакуры;
- Сад времён года и т.д.
В больших садах они зачастую дополняют друг друга.

И мы в своих садах можем, без ущерба для сада основного, выделить совсем небольшой участок земли и создать на нём какой-нибудь из таких садиков - на радость себе, своим близким и друзьям.

В японском искусстве есть такое понятие как «послечувствование», будь то поэзия, живопись или сад. Образ, набросанный художником несколькими штрихами, предстаёт перед зрителем или слушателем в своей изначальной целостности.
Будить воображение, возбуждать долгое и прекрасное «послечувствование» - вот удивительная по силе способность садового искусства Японии с его принципами недосказанности, незавершённости, символизма.

Зритель, созерцая картины сада, дорисовывает своим воображением недосказанное, становясь сотворцом сада. И в этом тоже ответ на вопрос – почему садовое искусство Японии продолжает волновать всё новые поколения.

Некоторые посетители японских садов находят в них одинаковость. Подтекст японского сада не лежит на поверхности.
Сады Японии – канонические сады. И воспринимаются они по-особому. Потому что каноническое искусство имеет свою форму восприятия.

Прекрасное объяснение этому феномену мы находим в статье замечательного учёного Ю.М. Лотмана: «Оно (каноническое искусство) нуждается в дополнительной интерпретации, ибо канонический художественный текст выступает в роли «возбудителя информации» и требует специфической творческой активности воспринимающего его человека. Иначе говоря, зритель или читатель, к которому обращены канонические формы искусства, становится соучастником творческого процесса, то есть он знает «правила» восприятия, так как принадлежит к коллективу, для которого культурный контекст открыт и понятен».

Значит, чтобы японские сады не казались одинаковыми, - нужно познать сначала «правила восприятия» этого искусства и на этой основе научиться читать его «культурный контекст».

Значение японского сада

Для современного человека, живущего напряжённой жизнью, сад в японском стиле имеет особое значение. Атмосфера покоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятно действующая на подсознание, – всё это способствует приобретению душевной гармонии, столь необходимой человеку XXI века.

Японский сад - это Сад Картин.
Каждый уголок японского сада – законченная картина. Если грамотно «написать» эти картины, то сад будет обречён на успех.
Поэтому, начиная создавать сад в японском стиле, следует помнить о главном, что может привести к успеху: понимание философии японской культуры вообще, и садового искусства в частности; наличие у дизайнера высокого художественного вкуса.

Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе). И каждый японский сад – это храм поклонения природе.
Ван Вэй - китайский художник (1699-1759) сказал: «Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!» Достигается это при помощи синтеза искусств.

Понимание и грамотное применение законов садового искусства, живописи, архитектуры, скульптуры рождает произведение садового искусства с многозначной содержательностью.

Есть в Японии понятие «сейдзяку» – обретение спокойствия, тишины, гармонии. Японский сад, созданный по правилам и канонам, вызывает ощущение спокойствия, вечности и вселенской гармонии.

Древнее название Японии – «Ямато» - переводится как «Великая Гармония»! Может быть, в этом и есть разгадка тайны под названием «японский сад»?!

Ознакомившись со стилистикой японских садов, вам будет проще решить вопрос: какой именно сад вы захотите создать на своем участке, определиться с его проектом.

Мне остаётся пожелать вам успехов в создании прекрасного гармоничного сада в японском стиле. А также - пригласить поделиться с нами своим опытом создания такого сада, рассказать о своих находках. Ведь работа каждого художника сада уникальна именно его индивидуальным видением темы, его опытом. И этот опыт может быть очень интересен другим садоводам!

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru

 


Источник: http://www.gardenia.ru/pages/sady036.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Знай КтоТы: дизайн. - fo
Как поступить в школу не по прописке 2018Дизайн маленькой ванны 1.5 на 1.5 метраНалоговый вычет на двоих детей в 2018 году что этоПоследствия фильм 2018 посмотретьНовые клубные новинки 2018


Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека Узнай свой тип дизайн человека


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ