Что относится к бытовым услугам по енвд 2018

Закрыть ... [X]

В настоящее время жильцы многоквартирных домов считают такие блага, как телефония, кабельное телевидение, высокоскоростной Интернет, как само собой разумеющееся. Однако на практике при взаимодействии оператора связи, предоставляющего такие услуги, и организации, управляющей многоквартирным домом (ТСЖ или управляющая компания), возникает немало вопросов.

Начнем с самой традиционной услуги связи — проводного радиовещания, системы которого были предусмотрены во всех многоквартирных домах. Плата за радиоточку нередко взимается в составе квартплаты управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК. Поэтому правомерен вопрос: каков порядок учета и налогообложения полученных сумм?

Согласно Правилам оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 353, такие услуги оказываются абонентам на основании возмездных договоров, которые заключаются путем совершения конклюдентных действий. Договор считается заключенным с даты внесения абонентом платы за предоставление оператором связи доступа к сети проводного вещания. И только по желанию заявителя с ним может быть заключен договор в письменной форме. Поэтому чаще всего граждане, проживающие в многоквартирном доме, не имеют письменного договора с оператором связи.

Сторонами договора являются абонент и оператор связи. Деятельность по оказанию услуг связи проводного радиовещания подлежит обязательному лицензированию (ст. 29 Закона о связи(1) , п. 19 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87). Тарифы на услуги проводного радиовещания устанавливаются оператором связи самостоятельно. За предоставление доступа к сети проводного радиовещания взимается абонентская плата. Расчетный период равен одному месяцу. Оплата оказанных услуг производится не позднее 10 дней со дня окончания расчетного периода. При этом согласно п. 37 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания оператор связи обязан доставить абоненту счет для оплаты оказанных услуг связи проводного радиовещания в течение 5 дней со дня выставления этого счета. Нормативный документ также оговаривает обязательные реквизиты данного счета.

В последнее время все больше абонентов отказываются от проводного радиовещания. Для этого они должны обратиться к оператору связи с соответствующим заявлением и оплатить работы по отключению радиоточки от сети. Если абонент не выполнит такие действия, оператор продолжит начислять ему абонентскую плату и получит право взыскать задолженность.

Вместе с тем п. 23 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания дает оператору право поручить третьему лицу заключение договора от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять от имени последнего расчеты с абонентом. Права и обязанности по исполнению договора возникают непосредственно у оператора связи. Нередко операторы связи сотрудничают с организациями, управляющими многоквартирными домами. В этом случае соглашение, отвечающее нормам п. 23 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания, полностью соответствует положениям гл. 49 «Поручение» ГК РФ. Поскольку заключение договора оказания услуг связи для целей проводного радиовещания выражается в совершении конклюдентных действий и не требует подписания текста контракта, оператор связи зачастую поручает ТСЖ (управляющей организации) лишь осуществление расчетов с населением. В этом случае ТСЖ (управляющая организация) вводит в платежный документ, по которому взимает плату за жилое помещение и коммунальные услуги, новую строку «Радиоточка». Приняв от собственников помещений денежные средства в оплату услуг, ТСЖ (управляющая организация) обязано незамедлительно передать их оператору связи (ст. 974 ГК РФ). В противном случае оператор связи вправе истребовать причитающиеся ему суммы (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2007 N А56-28141/2007).

При этом задолженность абонентов по оплате оказанных оператором услуг не может быть взыскана с ТСЖ (управляющей организации), поскольку все права и обязанности возникают у оператора, именно он вправе требовать у абонентов погашения задолженности. Добавим, что п. 56 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты услуг связи абонент уплачивает оператору неустойку в размере 1% задолженности за каждый день просрочки, но не более суммы, подлежащей уплате. Если договором установлена обязанность ТСЖ (управляющей организации) вести расчеты с абонентами за оказанные услуги, неустойку должно взимать товарищество (управляющая организация).

В свою очередь, ТСЖ (управляющая организация) вправе требовать уплаты вознаграждения, ведь по общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) договор поручения является возмездным (ст. 972 ГК РФ). Также на исполнителя по договору поручения возлагается обязанность сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения (ст. 974 ГК РФ), которая обычно реализуется путем составления отчета в определенном договором порядке.

Бухгалтерский учет и налогообложение у ТСЖ (управляющей организации) следует вести по правилам, применяемым для посреднического договора. То есть доходом признается только вознаграждение, обычно устанавливаемое в доле от собранной с населения платы (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ), налоговую базу по НДС также составляет лишь вознаграждение по договору с оператором (ст. 156 НК РФ). Деятельность по начислению платы за услуги связи, ее сбору и перечислению оператору является предпринимательской и для управляющей организации, и для ТСЖ, поскольку обеспечение собственников помещений услугами проводного радиовещания не входит в комплекс действий по управлению домом (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Отражать доход и начислять НДС следует в момент оказания услуги. Услуга по начислению и сбору платы за услуги радиосети считается оказанной в момент утверждения отчета ТСЖ (управляющей организации) оператором связи в порядке, предусмотренном договором. При этом, если денежные средства перечисляются оператору связи за минусом вознаграждения, при получении оплаты от собственников помещений ТСЖ (управляющая организация) обязано начислить НДС с суммы вознаграждения, поскольку наступил момент определения налоговой базы в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 05.12.2007 N 19-11/115925). В момент реализации посреднической услуги НДС начисляется с отгрузки, а «авансовый» налог принимается к вычету.

При оказании жильцам многоквартирного дома иных услуг связи (телефония, кабельное телевидение, доступ в Интернет) операторы не привлекают ТСЖ и управляющие организации. Они самостоятельно заключают с абонентами договоры об оказании услуг и ведут расчеты. Однако сотрудничать им все равно придется: точкой соприкосновения ТСЖ (управляющей организации) и оператора связи становятся вопросы размещения оборудования, необходимого для оказания услуг связи, в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме и обслуживающее более одного помещения. Пункт 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, конкретизирует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая среди прочего из сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Как гласит п. 8 названных правил, внешней границей информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Однако не всякая информационно-телекоммуникационная сеть — общее имущество. Это возможно, если монтаж такой сети осуществлялся за счет средств собственников помещений. Например, если телефонизация предусмотрена проектом строительства многоквартирного дома и ее стоимость включена в стоимость квадратного метра площади жилого помещения, застройщик в проектной декларации (пп. 7 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…»), а также в инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (разд. 2 части 1 Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45) обязательно укажет, что в состав общего имущества входят слаботочные системы. Другой пример — если в уже сданном доме собственники (ТСЖ или управляющая организация от имени собственников) выступили заказчиком работ по монтажу информационно-телекоммуникационной сети, то она переходит в состав общего имущества (см., в частности, Постановление ФАС МО от 21.04.2008 N КА-А40/3144-08-2). Документы, свидетельствующие о приобретении сетей, включаются в состав технической документации на многоквартирный дом.

Если сети могут войти в состав общего имущества, то оборудование, как правило, всегда остается в собственности оператора связи. Это объясняется в первую очередь его высокой стоимостью (жильцы не заинтересованы в том, чтобы приобретать у оператора дорогостоящие устройства), а также необходимостью дальнейшей эксплуатации. Такое оборудование учитывается на балансе оператора связи, который в отношении его реализует все права собственника (естественно, с учетом взятых на себя обязательств по договорам об оказании услуг связи жильцам).

Нередко еще на этапе проектирования многоквартирного дома в нем предусматривается специальное помещение для размещения оборудования оператора связи. В настоящее время все чаще оператор, предпочтение которому отдал застройщик, приобретает право собственности на это помещение и размещает в нем оборудование, необходимое для оказания услуг связи жителям не только данного дома, но и, как правило, нескольких рядом расположенных домов.

Даже если оборудование предназначено для оказания услуг связи жителям только одного дома, полагаем, у собственников помещений нет достаточных оснований считать помещение, в котором такое оборудование размещено, и само оборудование общим имуществом. Существенным признаком для квалификации спорных объектов как общего имущества является источник финансирования создания объекта, а также возможность эксплуатации дома без доступа управляющей организации (ТСЖ) в это помещение.

Таким образом, если оборудование было создано за счет оператора связи, то независимо от того, где оно размещается, такое оборудование принадлежит оператору.

Если оборудование находится в помещении, входящем в состав общего имущества, собственники помещений, ТСЖ и коммерческая организация, осуществляющие управление многоквартирным домом, не вправе препятствовать доступу оператора связи в подобное помещение. Показательный пример — Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2007 N А05-7211/2006-24, которым удовлетворены требования оператора связи к ЖСК не чинить препятствий в пользовании распределительным телефонным шкафом, расположенным в помещении колясочной многоквартирного дома, и обеспечить доступ работников оператора для проведения ремонтно-восстановительных работ. Суд применил ст. 304 ГК РФ, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Добавим, что обратиться с подобным иском в суд оператора связи вынудил ЖСК, не только препятствующий доступу сотрудников оператора к оборудованию, но даже требовавший перенести данное оборудование за пределы нежилого помещения, являющегося общей собственностью. Отказывая ЖСК в удовлетворении требований, ФАС СЗО (Постановление от 17.08.2006 N А05-20154/2005-23) пришел к выводу, что телефонный шкаф был установлен в помещении колясочной в соответствии с проектной документацией и планом телефонизации дома при его строительстве и находился там с момента ввода дома в эксплуатацию. При этом проектная документация согласовывалась с ЖСК. При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что оператор связи совершил какие-либо неправомерные действия, повлекшие нарушение прав кооператива.

Помимо сказанного арбитры сделали еще один немаловажный вывод: вопросы, связанные с расчетами за пользование помещением, частично занятым эксплуатируемым оборудованием, могут быть урегулированы сторонами в отдельном порядке; недостижение сторонами соглашения по условиям такого пользования не является основанием для обязания оператора связи освободить помещение от телефонного распределительного шкафа. Таким образом, ЖСК вправе требовать от оператора связи плату за пользование нежилым помещением. Это также подтверждается п. 3 ст. 6 Закона о связи, согласно которому организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, сооружений могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.

Право собственников помещений в многоквартирном доме на передачу в пользование объектов общего имущества не зависит от того, какой способ управления домом выбран. Согласно общему правилу п. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Действительно, принятие решений о передаче в пользование общего имущества находится в компетенции общего собрания собственников (пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Легитимность такого решения обусловлена особым порядком его принятия — «за» должно быть отдано не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений (п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Сам договор заключается между оператором связи и лицом, специально на это уполномоченным (управляющая организация или один из собственников помещений).

В Жилищном кодексе есть особые положения, касающиеся ситуации, когда многоквартирным домом управляет ТСЖ. Одна из целей создания такого объединения собственников — распоряжение общим имуществом в установленных законодательством пределах (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Согласно пп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме. Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 12 п. 2 ст. 145 ЖК РФ) и требует также не менее 2/3 от общего числа голосов членов товарищества (п. 4 ст. 146 ЖК РФ). Как видим, нормы пп. 3 п. 2 ст. 44 и пп. 12 п. 2 ст. 145 ЖК РФ противоречат друг другу. По вопросу разрешения данной коллизии среди специалистов распространено мнение, что решение о передаче объектов общего имущества в пользование должно приниматься общим собранием собственников помещений.

Таким образом, обязательным условием легитимности договора является наличие решения общего собрания собственников помещений. В противном случае договор, подписанный председателем ТСЖ, является недействительной сделкой, заключенной с превышением полномочий, установленных законом (ст. 168 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 N 9, Определение ВАС РФ от 24.07.2008 N 9368/08).

Чаще всего стороны прибегают к заключению договора аренды, однако это не всегда правильно. Согласно п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды. Объектами аренды, помимо прямо перечисленных в п. 1 ст. 607 ГК РФ, могут быть только непотребляемые вещи. Причем передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью. Между тем крыша представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания. Поэтому крыша не может являться объектом аренды. Предмет договора, на основании которого лицо получило право использовать крышу здания для размещения рекламы, — предоставление истцу возможности на возмездной основе размещать рекламу на крыше принадлежащего ответчику здания. Такой договор не противоречит ГК РФ, отношения сторон регулируются общими положениями об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора. Рекламное законодательство называет такой договор договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Аналогичным образом правоотношения между оператором и собственниками помещений по поводу размещения оборудования связи в отдельных помещениях дома (являющихся общим имуществом), а также прокладки кабельной сети в доме нельзя признать арендными, за исключением случая, когда отдельное помещение выделяется в полное владение оператора и никем кроме него не используется.

Добавим, что наряду с традиционным мнением о том, что оператору связи должно быть предоставлено право использовать объекты общего имущества для размещения оборудования по договору, существует еще одна позиция. Ее сторонники полагают, что общее имущество в указанном случае используется самими собственниками (не напрямую, а опосредованно), ведь кабель прокладывается и оборудование устанавливается для оказания услуг связи именно собственникам помещений. Такая трактовка исключает необходимость заключения договора между оператором связи и лицом, уполномоченным на это собственниками помещений. Однако мы не согласимся с данной точкой зрения, поскольку оказание услуг связи является предпринимательской деятельностью оператора. Размещая свое оборудование, он преследует цель извлечения прибыли. О приоритете интереса предприятия связи в рассматриваемых правоотношениях говорит и п. 3 ст. 6 Закона о связи.

Если телефонизация предусматривается в проектах домов уже давно, то сети для предоставления таких услуг, как кабельное телевидение, доступ в Интернет, стали прокладывать на этапе строительства дома совсем недавно. Жильцы домов, в которых такие блага цивилизации проектом не предусмотрены, не хотят быть обделенными, поэтому заявляют операторам связи о своем желании получать услуги связи. В этом случае, как правило, предприятия связи за свой счет размещают все необходимые устройства и сети в многоквартирном доме. Эта ситуация по своему правовому регулированию, по сути, ничем не отличается от ранее рассмотренной — должно быть обеспечено легитимное решение общего собрания собственников помещений о предоставлении права использовать общее имущество для размещения оборудования.

Кроме того, нередко при прокладке кабельных линий речь идет о таких работах, как устройство отверстий в потолочных плитах на лестничных площадках. В законодательстве нет прямых указаний на то, как следует квалифицировать данные работы. Однако из п. 3 приложения 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, следует, что подключение к телефонной и радиотрансляционной сети относится к капитальному ремонту. Полагаем, что можно провести аналогию между сетями, названными в нормативном документе, и коммуникациями, необходимыми для оказания услуг кабельного ТВ и предоставления доступа в Интернет. Это значит, что для проведения названных работ должно быть дополнительно принято решение общего собрания собственников помещений также квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Нередко операторы связи пренебрегают процедурой получения согласия собственников помещений на строительство линий связи внутри дома. Их желание понятно — воспользоваться низкой правовой культурой населения, избежать затрат в виде платы за пользование общим имуществом и минимизировать расходы на бумажную работу. Поэтому жильцам зачастую задним числом (уже по окончании монтажных работ) предлагается подписать документ, в котором выражается согласие на проведение строительно-монтажных и ремонтных работ и размещение оборудования.

Обратите внимание на то, что для легитимного пользования общим имуществом недостаточно договоров, подписанных даже всеми без исключения собственниками помещений. Жилищное законодательство требует, чтобы решение было принято на их общем собрании, и предъявляет к процедуре проведения такого собрания жесткие требования, невыполнение которых может служить основанием для отмены принятого на нем решения (п. 6 ст. 46 ЖК РФ). Это означает, что если оператор связи не провел очное собрание либо не организовал заочное голосование в строгом соответствии с порядком, предусмотренным ст. 44-48 ЖК РФ, то заинтересованное лицо, а именно собственник помещения, вправе обжаловать его действия по использованию общего имущества. Поскольку даже организовать заочное собрание достаточно хлопотно (одного визита к каждому собственнику недостаточно), операторы предпочитают обходиться одним договором (независимо от выбранного в доме способа управления), что может быть вполне оправданно ввиду низкого правового сознания населения. Также среди операторов популярно заключение договора с управляющей организацией или ТСЖ без проведения общего собрания собственников.

Жильцами, которые уже успели воспользоваться услугами связи оператора (согласование проводится, повторим, зачастую задним числом), такой договор подписывается по умолчанию. Для этого представители оператора наносят визит каждому собственнику в отдельности. Если жильцы дома разобщены, не организованы, то оператор добьется поставленной цели — собственники подпишут договоры в предложенной редакции (в которой, естественно, нет ни слова о плате за пользование общим имуществом). Однако если в доме есть инициативные жильцы или создано ТСЖ, ЖСК, то оператор может натолкнуться на серьезное сопротивление и обнаружить готовность собственников отстаивать свои интересы.

Товарищество собственников жилья может воспротивиться появлению в многоквартирном доме нового оператора обычно в случае, когда жильцы дома уже обеспечены услугами связи при помощи другого оператора, как правило обслуживающего дом с момента его постройки. Как уже говорилось, чаще всего на стадии строительства застройщик привлекает оператора связи, который достается жильцам «в наследство».

Заметим, некоторые собственники квартир в новостройках недовольны оператором связи и высказывают застройщику претензии о его выборе: «Почему именно этот оператор, а не другой?». В действительности застройщик волен привлекать по собственному усмотрению как подрядчиков для строительства дома, так и оператора связи, который будет прокладывать информационно-телекоммуникационные сети. Вместе с тем граждане, став собственниками квартир, вправе выбрать оператора связи самостоятельно, но услуги им будут предоставлены лишь при наличии технической возможности. Право оператора отказать абоненту-гражданину в заключении договора при отсутствии возможности предоставления услуг следует из п. 3 ст. 426 ГК РФ (согласно п. 1 ст. 45 Закона о связи договор с гражданином является публичным).

Итак, если в ТСЖ обратился оператор связи с предложением предоставлять жильцам услуги связи и заключить договор на размещение в доме оборудования, товарищество вправе отказать ему. Это подтвердили судьи ФАС ВСО в Постановлении от 30.10.2008 N А33-15850/2007-Ф02-4850/2008. Действующее законодательство не предусматривает обязанности собственника или иного владельца недвижимого имущества заключать договор на размещение оборудования связи, при этом стороны свободны в заключении договора и не могут быть принуждены к его подписанию. Доводы о том, что отказ председателя ТСЖ от заключения договора с новым оператором связи препятствует жильцам получать услуги связи от него, не приняты во внимание, так как собственники помещений вправе самостоятельно защищать свои интересы.

В другом случае ТСЖ и оператор связи, предоставляющий услуги кабельного телевидения с момента ввода дома в эксплуатацию, заключили договор о совместной деятельности, включив в него весьма интересный пункт следующего содержания. При появлении других организаций, желающих оказывать аналогичные услуги связи, ТСЖ должно уведомить их об обязательном условии — приобретении в собственность помещения в доме площадью не меньше, чем у действующего оператора связи. Новый оператор обратился к ТСЖ. На основании решения общего собрания собственников, проведенного в форме заочного голосования, ему было отказано в заключении договора предоставления услуг, несмотря на то что его услуги дешевле. Усмотрев в таком отказе, а также в названном договоре факт ограничения конкуренции (а именно создание препятствий хозяйствующему субъекту осуществлять аналогичный вид деятельности на территории конкретного дома), оператор обратился в антимонопольную службу, после чего ТСЖ и действующий оператор признали свою неправоту и дополнительным соглашением исключили спорное условие из договора. Поскольку результат для потенциального оператора остался прежним (изменение договора не отменило решение общего собрания об отказе в сотрудничестве), он обратился в суд, но и там не нашел поддержки (Постановление ФАС ВСО от 15.10.2008 N А33-3026/2008-Ф02-5065/2008). Арбитры признали, что действия ТСЖ по отказу в присоединении дома к системе коллективного приема телевидения правомерны, ведь такой отказ основан на решении общего собрания собственников помещений. Кроме того, как отмечено судом первой инстанции (Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2008 N А33-3026/2008), согласно сообщению Россвязьохранкультуры для предоставления услуг связи в доме: обществу необходимо построить собственную распределительную сеть кабельного телевидения с учетом требований к параллельным кабельным распределительным сетям. Строительство сети кабельного телевидения должно осуществляться с согласия собственников жилья.

В заключение рассмотрим вопросы, связанные со взиманием ТСЖ и управляющими организациями с собственников помещений платежа за обслуживание систем коллективного приема телевидения (СКПТ) или, иначе говоря, коллективных антенн (в платежном документе его традиционно обозначают «антенна»).

Заметим, что техническое обслуживание (эксплуатация) коллективных антенн не относится к лицензируемым услугам связи (см. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, Постановление ФАС ВВО от 09.04.2007 N А11-13973/2006-К2-23/901/20). Услуги связи для целей эфирного вещания оказывают операторы связи. СКПТ принимают сигнал телевизионного вещания, граждане за это не должны платить. Однако для получения качественного сигнала и его надлежащей передачи на индивидуальные приемники (телевизоры) следует поддерживать СКПТ в надлежащем состоянии. Естественно, услуга носит возмездный характер.

Чтобы определить природу данного платежа, следует в первую очередь установить, включена ли коллективная антенна в состав общего имущества.

Если коллективная антенна предусмотрена проектом многоквартирного дома и ее стоимость была включена в стоимость строительства, застройщик в проектной декларации указывает антенну в составе общего имущества (под антенной имеем в виду не только саму антенну, размещаемую на крыше дома, но и усилительные устройства, сеть распределительных линий и абонентские ответвительные коробки с отводами). Аналогичным образом, если собственники квартир оплачивали услуги специализированной организации по монтажу СКПТ, система переходит в общую долевую собственность.

В этом случае, полагаем, услуги по техническому обслуживанию коллективной антенны входят в состав работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества наряду, например, с эксплуатацией лифтов, домофонов. Заметим, что обслуживание антенного хозяйства включено в состав работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества согласно приложению 3 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75. В этом случае заказчиком по договору на обслуживание СКПТ будет выступать ТСЖ (управляющая организация). Предмет договора — не предоставление в пользование коллективной антенны, а ее техническое обслуживание (Постановление ФАС ПО от 03.07.2008 N А12-400/07), которое включает в себя поддержание оборудования в технически исправном состоянии за счет проведения планово-предупредительных работ и выполнения заявок, поступающих от абонентов, капитальный ремонт, реконструкцию, связанную с изменением приема ТВ-сигнала, исполнение заявок владельцев телевизоров по подключению, отключению и ремонту (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 N А76-7389/2008-16-413). Стоимость услуг по договору нередко определяется из расчета за один ТВ-канал на одного абонента, адресный список абонентов является неотъемлемым приложением к договору.

Сдача выполненных работ исполнителем осуществляется путем подписания заказчиком акта приемки выполненных работ. Существует многочисленная арбитражная практика по взысканию специализированными организациями задолженности с ТСЖ (управляющих организаций) по договорам технического обслуживания СКПТ. Суммы задолженности должны быть подтверждены именно актами выполнения работ, оказания услуг (Постановление ФАС СЗО от 05.06.2008 N А56-23774/2007). В отсутствие подписанных сторонами актов во взыскании задолженности будет отказано, если исполнитель не докажет факт оказания услуг и размер долга иным образом (Постановление ФАС СЗО от 20.03.2008 N А66-2117/2007).

В условиях, когда СКПТ входит в состав общего имущества и собственники помещений выбрали в качестве способа управления ТСЖ (управляющую организацию), лицом, ответственным за эксплуатацию и надлежащее состояние коллективной антенны, следует признать ТСЖ (управляющую организацию). Об этом свидетельствует судебная практика. Так, Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2007 N А76-12357/2007-57-644 подтверждена правомерность привлечения управляющей организации к административной ответственности за некачественное обслуживание коллективной антенны.

Если признать, что коллективная антенна относится к общему имуществу в многоквартирном доме, то ТСЖ (управляющая организация) взимает с собственников платежи за ее содержание по умолчанию пропорционально доле в праве общей собственности независимо от факта пользования СКПТ. Однако на практике этот принцип не соблюдается, точно так же как собственники квартир, расположенных на первом этаже дома, не оплачивают обслуживание лифта. Если квартира не подключена к коллективной антенне, плата за ее техническую эксплуатацию не взимается. Такой подход больше соответствует ситуации, когда антенна не признается общим имуществом в доме и каждый собственник по своему выбору пользуется или не пользуется ею.

Исторически сложилось так, что в некоторых муниципальных образованиях в процессе приватизации жилфонда антенное хозяйство квалифицировалось как самостоятельный объект и передавалось на баланс специализированным предприятиям и учреждениям, созданным именно для эксплуатации СКПТ. Правомерность таких действий может быть оспорена лишь в судебном порядке (по аналогии с помещениями, относящимися к общему имуществу, но зарегистрированными за органами местного самоуправления), однако автору подобных примеров найти не удалось.

В таких условиях специализированная организация имеет договорные отношения (хоть и не оформленные договором оказания услуг) с собственниками помещений, пользующимися коллективными антеннами, и поручает по агентскому договору начисление и сбор абонентской платы с них товариществу (управляющей организации).

Заметим, что услуги по техническому обслуживанию систем коллективного приема телевидения отнесены к бытовым (код 013152 ОКУН) и при условии оказания их населению предпринимательская деятельность облагается ЕНВД. Соответствующие разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 13.11.2008 N 03-11-04/3/508 (в запросе указано, что стоимость данных услуг оплачивается жильцами дома через управляющую компанию или ТСЖ по квитанциям на уплату квартплаты.

Такая позиция, на наш взгляд, не должна влиять на режим налогообложения управляющей организации в ситуации, когда коллективная антенна включена в состав общего имущества, ведь управляющая организация оказывает жилищные услуги — содержание и текущий ремонт общего имущества (код 141105 ОКУН).

Е. В. Ермолаева

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2008 г.
http://gkh.avbn.ru/
Издательство «Аюдар Пресс», тел. (499) 257-0772, e-mail: 

(1) Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».

Версия для печати


Источник: http://www.upravdomus.ru/useful_advice/question_space_tsj/30290022140/



Рекомендуем посмотреть ещё:



Особенности налогообложения отдельных видов бытовых услуг единым
Сервер клеш рояль с новыми картами 2018Смотреть смешарики пин код новые серии 2018 без остановкиФильм о динозаврах 2018Новое в лечении меланомы 2018Рик и морти когда выйдет в 2018


Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018 Что относится к бытовым услугам по енвд 2018


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ